29 августа 2016 г.

Молитва: между Богом и ближним


Авторская версия. Окончательный вариант: Молитва: между Богом и ближним. // Решение. – 2014. – №44

Все мы помним известный библейский эпизод, в котором Авраам ходатайствует за жителей Содома и Гоморры. После пребывания в доме Авраама, Господь вместе с ним направляется к этим двум городам и, когда Авраам понимает Божье намерение уничтожить Содом и Гоморру, он становится перед  лицом Божиим и начинает просить о спасении праведников, оставшихся в этих городах. Авраам в этой истории, как правило, предстает милосердным ходатаем, а Господь – грозным судьей.

Однако если мы внимательно вчитаемся в эту историю, то увидим несколько иную картину. В критическом издании Ветхого Завета, исследователь заметит примечание, указывающее, что переписчики изменили первоначальный текст. Изначально в нем говорилось не об Аврааме, стоящем перед лицом Господа, а о Господе, стоящем перед Авраамом.

Дело в том, что ближневосточной культуре «стоять» мог только меньший перед большим, служащий раб перед господином[1]. Поэтому людям, передававшим эту историю из поколения в поколение, трудно было представить, как Бог мог смирить Себя и встать перед Авраамом на место просящего[2]. Зачем всемогущему Богу нужно было побуждать Авраама ходатайствовать о спасении семьи праведного Лота? Разве не мог Он сделать это без посредников?

В дальнейших ветхозаветных повествованиях мы не раз встретим Бога, ищущего хотя бы одного человека (Иер 5:1), который бы смог услышать Божий призыв к покаянию и «встать в проломе» (Иез 22:30) за свою землю и свой народ. Господь даже удивляется: «Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал?», и далее добавляет: «Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать?» (Ис 50:2; см. Ис 59:16).

Из этих слов мы понимаем, что Он – всесильный Бог, могущий избавлять и спасать, и по Своей природе не нуждается в помощи. Однако же почему-то Он не хочет обходиться без посредника. Очевидно, что Господь заключает Сам Себя в рамки созданного Им мира, чтобы не навязывать Свою волю творению и давать ему участвовать в собственном спасении. Ведь Он, - напоминает нам псалмопевец, - «устрояющий спасение посреди земли» (Пс 73:12). Поэтому из раза в раз пророки напоминают, что Господь может изменить любую проблемную ситуацию, если найдется посреди грешных людей хотя бы один «соблюдающий правду, ищущий истину» (Иер 5:1; см. Иез 22:30; Ис 63:4-5). Господь ищет заступника, или иначе, ходатая (Ис 59:16), который бы помог Ему, всемогущему, сделать то, что желает Его сердце – спасти народ.

Но мы можем задаться вопросом: в чем состоит суть ходатайства, которого Бог ожидает? В вышеупомянутом отрывке (Ис 59:16) еврейское слово «заступник» (maphgia)[3] происходит от корня paga, означающего «встречать, встревать, сталкиваться». В данном случае так называемая в еврейской грамматике «порода глагола» указывает на то, что ходатай – это тот, кто устраивает встречу. Таким образом, русское слово «посредник» удачно передает значение ходатайства: ходатай это тот, кто становится посреди, пытаясь облегчить разговор между двумя сторонами.

Именно таким посредником Исаия изображает страдающего Раба Господня, в описании которого мы узнаем пророчество о Христе. Он предал Свою жизнь на смерть, был причтен к злодеям, «понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53:12). Он стал нашим maphgia‘, то есть тем, через кого Бог встречается с нашими грехами.  И именно об этом и говорит Исаия далее в этой же главе. То, что мы привыкли читать, как «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис 53:6) вернее было бы переводить как «Господь сделал так, чтобы в Нем встретить[4] грехи всех нас»[5]. Злоба, коварство, предательство, цинизм, равнодушие, - вот что принял на Себя Иисус, чтобы избавить нас от греха. Когда люди перестают слышать, Бог во Христе выходит навстречу злу и побеждает его Своей любовью, смирением и прощением.

Апостол Павел постоянно напоминает, что жизнь Христа сплетена с жизнью верующих. При этом он добавляет, что «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего для них и воскресшего» (2 Кор 5:15). Это значит, что мы не должны жить беззаботно – или, как говорят в народе «как у Христа за пазухой», – но мы призваны помогать Христу нести бремя, присоединиться к Его ходатайству за этот мир. «Окружающий нас грех должен стать нашей личной проблемой»[6], говорит богослов Деннис Кинлоу. И самый первый путь к сотрудничеству с Богом лежит через молитву. Не напрасно в образном еврейском языке глагол «молиться» (hithpallel) и слово «молитва» (tephillah) происходят от одного корня, обозначающего «вклиниваться, становиться между». Молитва становится местом встречи Бога с той ситуацией, изменение которой мы так желаем.

История свидетельствует о множестве случаев, когда один человек мог изменить судьбу всего народа. Так, известно, что шотландский реформатор Джон Нокс молился: «Боже, дай мне Шотландию, или я умру!». И в кратчайшее время, через его проповедь основные города этой страны покорились Богу. Рассказывают даже, что Мария Стюарт, - известная нам больше по прозвищу «Кровавая Мэри», - однажды сказала: «Я боюсь молитв Джона Нокса больше, чем армии из 10 000 человек». Молитва может творить чудеса и сокрушать твердыни, если в ней Божья воля встречается с человеческой.

Слова апостола призывают нас молиться непрестанно (1 Фес 5:17). Но, к сожалению, часто мы превращаем молитву в длинный список своих потребностей: чтобы хватало денег, чтобы ничего и нигде не болело, чтобы дела шли нормально. Христос говорит, что так молятся язычники, а Бог и так знает, что мы имеем нужду во всем этом. Нам же следует прежде искать Царства Божия и правды Его (Мф 6:33), чтобы Царство ширилось здесь, и воля Божия исполнялась на земле как на небе (Мф 6:10). Но это нелегко. Для этого нужно оставить свою волю, забыть про свое благополучие и разделить судьбу тех, кто страдает.

Со времен Авраама прошло много столетий, но в каждом поколении Господь продолжает искать людей, с которыми бы Он смог разделить Свое бремя за этот мир. Если мы видим вокруг людей, несчастных в своих грехах, болезнях и заблуждениях, но, как говорится, не принимаем это близко к сердцу, то наша молитва, - даже если мы и произнесем ее из чувства долга, - ничего не изменит. Напротив, если страдание ближнего становится нашим страданием, а наше сердце чувствует его боль, то мы можем быть уверены, что мы имеем «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2:5). Тогда наша молитва станет истинным ходатайством, то есть местом встречи Бога и нуждающегося в помощи человека.



[1] Так, например, понимает свою роль Божьего слуги пророк Илия (см. 3 Цар 17:1).

[2] См. Rendtorff, Rolf. The Canonical Hebrew Bible: A Theology of the Old Testament. Vol. 7. Deo Pub, 2005. P. 28

[3] Произносится как «мафгийя».

[4] Производное от корня paga(встречать, сталкиваться)

[5] Kinlaw, Dennis. Prayer: Bearing the World as Jesus Did. Francis Asbury Press, 2013. P. 69


[6] Ibid. P. 74

Комментариев нет:

Отправить комментарий